Преимущества маркетплейсов
Для покупателя они бесспорны: безопасность, контроль за выполнением условий, сравнение цен на один и тот же товар от разных продавцов, удобные формы расчета, как правило более быстрая доставка. Благодаря чему маркетплейсы так быстро забрали под себя изрядную часть рынка у автономных интернет-магазинов. Которые, теперь, вынуждены продавать в том числе через них.
Для продавца, как уже понятно, преимущества не столь очевидны, но они тоже есть: высокая посещаемость, по крайней мере популярных маркетов. Возможность начать продавать сразу, не теряя время на создание и продвижение собственного ИМ. Готовый набор маркетинговых инструментов. И опять же, доверие к площадке.
Недостатки
В отличие от преимуществ, практически все недостатки маркетплейсов относятся к продавцу. Главный минус разумеется — высокие комиссии с продаж, до 30% и выше. Далеко не в каждой нише есть маржа позволяющая столько отдать.
Жесткие условия буквально на каждом этапе, от загрузки товаров, соблюдения сроков обработки и доставки заказов, обновления цен/наличия, до возврата и обмена. За любое, даже незначительное нарушение штрафуют, или совсем блокируют.
Зависимость от правил маркетплейса, и еще более от их постоянных изменений. Что опять же, не позволяет начать работу, не имея достаточного запаса рентабельности.
Наиболее эффективный маркетинговый функционал (указанный в числе преимуществ), нужно оплачивать отдельно. Иногда в размере всего вашего дохода. А без него, оказывается, вы ничего не продаете.
Все это в совокупности создает слишком много рисков, очень редко позволяющих полагаться на маркетплейсы как основной или тем более единственный канал продаж. Но использовать их можно и нужно. Как именно, мы постараемся показать в этой категории.